Легенда о сером благородном волке / Казахские сказки — Қазақ ертегілері / На русском языке
rus / eng / kaz


В разделе собраны сказки на русском и на казахском языках (казакша) Казахские народные сказки (қазақша ертегі) и легенды не похожи на сказки других народов мира











Казахские сказки — Қазақ ертегілері / На русском языке

Назад

Легенда о сером благородном волке

В те времена юечжи жили у Ганьсу (между Тибетом и Монголией), а уйсуни жили рядом, на северной стороне Божественных гор (Тянь-Шань), западнее страны хуннов, и было их, уйсуней, государство небольшим по размерам и численности.
Во время нападения юечжи убили Нанди-бия, а его сына-младенца Елжау живьем бросили в чертополох. «В это время только родившегося мальчика (Кун-бия - будущего Елжау) родственник его отца Боже онка (дядя) отнес в заросли густой травы и спрятал там. Чтобы найти ребенку хоть какую-нибудь пищу, Боже онка ушел, а когда вернулся, видит, что младенца кормит из своих сосков серая волчица, а над ними в воздухе парит какая-то птица, в клюве у которой был кусок мяса. Причем птица кружит над самой головой мальчика. Когда Боже онка увидел это, он назвал мальчика божественным ребенком, а потом взял и отнес его к предводителю гуннов. Вождь гуннов воспитал и вырастил мальчика...
...Пришло время, и Кун-би возмужал. Он попросил у Божественного императора гуннов разрешения воевать с юечжиями, чтобы отомстить за отца. Он напал на юечжиев и разгромил их. После этого юечжи бежали в Бактрию и еще западнее. Кун-би, став вождем уйсуней, собрал их вокруг себя, завладел землей юечжиев у озера Иссык-Куль и там основал государство. Он увеличил свое войско и всегда держал его в боевой готовности».
С того момента уйсуни усилились, стали богатым народом. Они перестали подчиняться гуннам. Среди уйсуней оказалось очень много людей из саков, которые не ушли на запад вместе с юечжиями, а до этого они подчинялись юечжи и жили с ними.
Может быть, поэтому с тех времен в казахских родословных, когда речь идет об уйсунях, в первую очередь говорят: «Старший жуз - уйсуни». А сизогривая волчица считается их спасительницей, выкормившей их своим молоком, и уйсуни почитают ее за мать. Именно у уйсуней очень много песен и поэм, в которых воспевается волчица.

Под знаменем волчеглавым
Склонялись в поклоне мы,
И в битву шли величаво,
Как волки, свирепы мы.
И волчеглавой пикой
Врагов протыкали мы,
Коль падало знамя великое,
С ним погибали мы.
Враг в степь приходил, угрожая,
Брал в руки копье наш дед,
И с именем Карасая
Спасал свой народ от бед,
В крови утопали враги,
Под волчеглавое знамя
Бросали мы вражьи знамена,
Казыбек, Кастек были с нами.
Поднявши флаг волчеглавый
Всегда находили победу
Под знаменем волчеглавым
Великие наши деды.
Штандарты вражьи топтали
Батыры из Шапрашты.
Волк сизогривый - уран мой,
И знамя мое волчеглавое,
Мы чести его не уроним,
Пусть вьется оно величавое!

Источник - www.ertegi.ru
673