Легенда о мертвом и живом и об их дружбе / Казахские сказки — Қазақ ертегілері / На русском языке
rus / eng / kaz


В разделе собраны сказки на русском и на казахском языках (казакша) Казахские народные сказки (қазақша ертегі) и легенды не похожи на сказки других народов мира











Казахские сказки — Қазақ ертегілері / На русском языке

Назад

Легенда о мертвом и живом и об их дружбе

Ты ссадишь его при помощи бога. Это тот самый, что убил меня. Ты зарежь его, говоря: «Дойди до моего друга». Заколи лошадь, говоря: «Дойди До друга». Как было сказано, как только что они бросились на аул, он поскакал один по западной стороне и, как сказал друг, появился перед ним чернобородый. Он ссадил его и зарезал, говоря: «Дойди до друга». Заколол и черную лошадь с лысиной, говоря: «Дойди до друга». Друг-мертвец говорил ему еще: «Когда все бросятся на добычу, ты скачи на запад, там на краю аула увидишь только что поставленный белый отау'; привяжи на правой стороне дверей лошадь свою. В отау увидишь молодую, только что взятую женщину и двух девиц, ястреба и черную борзую собаку в ошейнике. Всех их зарежь, говоря: «Дойди до друга». Жигит, зарезав чернобородого человека и его лошадь, поскакал на запад. Видит белый отау, перекинул повод в правый косяк дверей, вбежал в юрту и видит молодую женщину и двух девиц: у каждой глаза как солнце, рот будто месяц. Зарезал молодую, говоря: «Дойди до друга»,— зарезал старшую девицу с теми же словами; другую же девицу стало ему жаль, он поцеловал ее, но, подумав, тоже зарезал. С ястребом и собакой не стал думать. Друг говорил ему еще: «Все будут брать казну несчетную; ты ничего не бери. Перед отау будет тополь, около него зеленый прут; сруби их; тут же увидишь верблюжий помет, собери его вместе, и все это навьючь на черного нара, который ходит у дверей отау, и вези домой». Отряд возвращался, стали доходить до своих кочевок, вдруг сделалась буря; два дня, две ночи она продолжалась; весь скот, награбленный разбежался и частью погиб, даже свои лошади погибли у войска. Жигит счугурил верблюда и лежал себе около него спокойно. Друг говорил ему еще: «Когда останется полдня езды до аула, тогда возьми зеленый прут и ударь им мешок с пометом, говоря: «Бисмилла алдракбан рахым!». Пойдут из него верблюды с криком, лошади с ржаньем, коровы с мычаньем и овцы с блеянием. Потом ударь зеленым прутом тополь-дерево, говоря: «бисмилляхи», и дерево обратится в золото и серебро — одно колено золота, другое — серебра, одно колено золота, другое —серебра». Хозяин был чародей и, таким образом, спасал золото от воров, скот — от падежа и волков. Приехали домой: все товарищи идут пешком, пальцы в ноздрях, а он не может управиться со всеми стадами. Золота и серебра у него — видимо-невидимо.
Проживши дома дня два-три, поехал к другу на кладбище: «Салем алейкум, достым!» «Салем»,— говорит мертвый друг, выходит и вводит в могилу. Живой друг был изумлен: жигит в черной шапке, молодая келиншек , две девицы, ястреб, собака — все сидят тут. Друг его посмотрел на младшую из девиц и засмеялся, посмотрел и он на нее и видит: в том самом месте, куда он поцеловал, черное пятно на щеке. «Бедный ты человек,— сказал мертвый друг,— я доволен тобой. Младшая тебе понравилась, ее ты возьми себе, с меня будет келиншек со старшей девицей». Погостил он тут, а жигит в черной шапке прислуживает им. Пора,— говорит он,— возвратиться домой». «Хорошо,— говорит ему мертвый друг,— когда ты приедешь домой, в аулах ваших будут разъезжать торговцы с товарами на двух телегах; у них есть две лошади: одна гнедая, другая рыжая; лошади тощие, но ты их купи, сколько бы ни стали просить владельцы. Сначала купи гнедую, потом рыжую, три года не клади на них курука, ни узды, ни седла с потником, не клади на них раздвоенных лядвей. Через три года зарежь гнедую, разбей все косточки, даже копыта, и смотри на костный мозг: если он не будет весь белый и хоть капля черноты, то отпусти рыжую лошадь еще на год в табун. По прошествии четырех лет на пятый привяжи ее к веревке у юрты, давай один только раз сорвать траву и один глоток воды, но все не езди; лошадь будет как нагайка. Через несколько времени ты почувствуешь боль в голове; пройдет — хорошо; если же станет все увеличиваться, садись на рыжую лошадь и скачи ко мне. Не забывай». Друзья простились. Жигит приехал в свой аул, видит: татары торгуют, у них две лошади, как говорил друг его,— гнедая и рыжая. Он стал просить продать ему гнедую, дает за нее две лошади, караванчи просит три. Дал. Стал торговать рыжую. Караванчи сам был испытатель, потребовал пять лошадей. Купил. На три года пустил в табун, как говорил друг; на четвертый убил гнедого и в копытах нашел черноту в ноготь большого пальца. Еще год держал рыжую лошадь в табуне. На пятый год стал держать ее у юрты на веревке. Однажды
заболела голова и не поправляется Жигит тайну свою никому не говорил — ни отцу, ни матери, ни друзьям и сверстникам: знал ее бог, мертвый друг и он сам, только трое. «Оседлайте-ка рыжку,— сказал он, видя, что болезнь увеличивается,— я порассеюсь». Стал ездить по аулу. «Кош, кош, аман бол»,— сказал он народу и ударил лошадь. Скачет к другу. Друг все это знает, хотя не видит. «Плохо моему другу,— думает он,— рыжая лошадь, тулпар, когда разгорятся бока, пожалуй, унесет мимо и не остановишь». Приказал бабам крутить шелковый аркан в сорок маховых саженей, чтобы им захватить друга, а рыжий тулпар пронесся далее, так разгорячился. Поднял друга и внес в свою могилу. Азраил-Джебраил — душебе-рущий ангел между тем гнался и был готов бросить курук, но рыжего тулпара не мог все-таки догнать. Вслед за другими пришел в могилу и Азраил-Джебраил, говоря: «Давай беглеца моего! Здесь он, беглец мой». «Не дам,— сказал мертвый друг,— я божий сайд, и бог обязался до трех раз исполнять мою просьбу. Ступай отсюда». Азраил-Джебраил пришел к богу и сказал: «Твой приказанный от нас убежал, и один человек не дал: «Не дам,— сказал,— я сайд божий, и бог обязался до трех раз исполнять мою просьбу».— Что нам теперь делать?» Всевышний сказал: «Правда, правда! Он мой сайд! Взял, так взял, пусть будет по его просьбе». Таким образом, они стали с другом жить вместе и достигли всех надежд своих.

Источник: ertegi.ru

1334